Имидж человека всегда был его «визитной карточкой» в обществе. Но благодаря интернету, общество, в котором человек позиционирует себя, стало гораздо шире. Как же работают принципы построения имиджа в офлайн и онлайн пространстве? Что мы должны учесть в данном аспекте, чтобы быть успешным профессионалом?
❖
С психологом Алиной Королевой мы попытались разобраться в этих вопросах в моей программе «Мозаика – беседы с творческими людьми на Международном радио «Вместе» (тема эфира: «Кому и для чего важен имидж»):
❖
Связь образа человека и его успешности мы обсудили и в нашей совместной статье «Удачный имидж приносит социальный успех» для журнала «Академия Моды» (июль, 2022г).
❖
❖
В статье мы коснулись не только слагаемых удачного имиджа в офлайн и онлайн среде, но и обсудили их сходства и отличия.
❖
❖
Посмотреть статью в журнале (или сохранить её в pdf) вы можете здесь: https://яндексДиск/статья Сам же текст интервью я публикую ниже.
❖
Имидж — это образ человека в обществе. У всех из нас есть статусы и роли, которые являются элементами социальной структуры. Имидж является, как социальным идентификатором, так и нашим рассказом о себе, о своих внутренних ценностях и внешних cooтветствиях.
❖
Когда мы ходим в театр, то ждём от определённых персонажей определённое соответствие нашим ожиданиям: костюм, прическа, речь, манеры. Мы представляем для себя, как выглядит Золушка, а как Бармалей. И если наши ожидания не соответствуют действительности, то мы считаем спектакль эпатажным, что является определённым вызовом обществу. Также и эпатаж в имидже. Иногда это сознательный выбор. Но надо понимать, что мы хотим получить на выходе, чтобы не удивляться, когда результат не соответствует ожиданиям.
Поэтому стоит выстраивать свой имидж сознательно и помнить, что удачный имидж приносит социальный успех, а значит, повышает нашу личную самооценку (а это психологически значимо и комфортно).
Самооценка = успех / уровень притязаний
❖
Более 20 лет назад, имея практический опыт работы визажистом и психологом, я составила схему составляющих имиджа (см.рисунок).
Но за это время мир сильно изменился, особенно в последние несколько лет, и невозможно не отметить влияние интернета и соцсетей на наш социальный образ. Но должен ли перекликаться имидж офлайн с онлайн имиджем? Об этом мы решили побеседовать с психологом Алиной Королевой.
— Алина, как ты считаешь, что такое неудачный имидж в соцсетях, и чему такой имидж может помешать?
— Неудачный имидж в соцсетях — это представление себя без соответствия своим задачам. Такая конгруэнтность особенно важна для специалистов в любых сферах, которые привлекают клиентов через свои страницы. Буквально недавно видела несколько очередных ярких примеров такого несоответствия. Реклама психолога, а на фото девушка более похожая на ту, которая ищет себе мужа, чем на профессионала. Вероятно, она хороший специалист, но по её имиджу этого не видно. Второе — несоответствие профессиональным качествам. Если психолог приходит на свою страницу в соцсетях, чтобы «полечиться» о своих подписчиков, то это существенно портит его профессиональный имидж и лишает потенциальных клиентов. Например, «выливает» кучу гнева, которую вызвала текущая ситуация или делится своим состоянием потери внутренней опоры, и т.п. То, что профессионал «понесёт» своему психологу и будет решать эти проблемы с ним. Когда мы ищем специалиста в соцсетях, мы хотим увидеть на его странице «пробник» того, что нас ждёт при взаимодействии с ним. В случае с психологом это в первую очередь устойчивость. Клиент хочет быть уверен, что мы справимся с теми эмоциями и проблемами, которые он принесёт на консультацию. Для этого психологи часто делятся теми проблемами, которые уже разрешили. Это даёт опору читателям, показывает, что выход есть.
— Как на твой взгляд, на что cтоит опираться любому профессионалу при ведении соцсетей?
— Для специалиста, который ведёт соцсети, важно понимать, как его видят другие. Что на самом деле он демонстрирует? Когда мы приходим к специалисту важно, чтобы мы получили то, что было продемонстрировано. Бесполезно создавать о себе впечатление, как о супер-профессионале, которым вы не являетесь. Клиент поймёт разницу при первом же общении. И будет сильно разочарован. Бывает и обратная ситуация, когда специалисты скромничают или не знают, как показать свой настоящий уровень. Уровень того, что они действительно делают в профессии. Тогда ты приходишь и приятно удивляешься. Но оптимально, когда всё соответствует — демонстрируемая картинка с реальным профессионализмом.
— Алина, как ты думаешь, страница профессионала отличается от частной страницы?
— Безусловно, невозможно отделить полностью в рафинированном виде личную жизнь и профессионализм. Потому что важно демонстрировать свои ценности, которые играют важную роль при выборе созвучного специалиста. А ценности легко видны, как раз через рассказы про личную жизнь. При этом специалисту надо чётко понимать что и, главное, для чего он показывает на своих страницах.
— Абсолютно согласна с твоими мыслями! На мой взгляд, офлайн и онлайн имидж — это две стороны одной медали. Нельзя заботиться только о костюме, причёске, визитках в реальной жизни и не соотносить это со своим образом в социальных сетях. Должна быть единая концепция! Которая, кстати, не должна быть искусственной, а соответствовать самой личности, но надо понимать, где что демонстрировать, и где что говорить — это одна из основ этикета.
— Да, конечно. В представлении себя важна единая концепция и понимание что и для чего мы демонстрируем. Так же полезно посмотреть на себя со стороны, чтобы понять «как это считывается». Когда есть соответствие между тем, что человек и профессионал из себя представляет, с его имиджем, тогда будут складываться продуктивные рабочие союзы. Потому что все сигналы будут точно попадать в цель.
26 АВГУСТА 2022